Приглашаем Вас посетить новый сайт Петуховской районной газеты "Заря"

www.gazetazaria.ru




Цветную версию Петуховской районной газеты «Заря» в день ее выхода вы можете получать в электронном виде в формате PDF, оформив подписку в редакции по адресу: г. Петухово, ул. Октябрьская, 11.
Рассылка на 1 месяц — 50 рублей;
на полугодие — 150 рублей.

Дополнительная информация по тел.:

8(35235)2-23-63
8 (35235)2-31-38.

e-mail:
zaria@petuhovo.zaural.ru





Просмотров : 67

Обзор правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений за 4 квартал 2019 года

УТВЕРЖДАЮ:

Глава Зотинского  сельсовета

______________________Г.Н.Сколькович

10.01.2020г..

Протокол

Совещания работников

Администрации Зотинского сельсовета

Дата: 10.01.2020г.

Место проведения: Администрация Зотинского сельсовета

Повестка:

Обзор правоприменительной практики по противодействию коррупции.

Докладывает:  Глава  Зотинского  сельсовета Сколькович Г.Н.

Ход совещания:

По основному вопросу слушали Главу Зотинского сельсовета Сколькович Г.Н.:

В соответствии ч.2.1 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органами местного самоуправления предусмотрено рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании не действительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений:

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2017 г. N АПЛ17-113

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.. о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 15, подпункта "б" пункта 24 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065,

по апелляционной жалобе Т. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2017 г., которым в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение). Нормативный правовой акт официально опубликован в "Российской газете" 22 сентября 2009 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 28 сентября 2009 г. N 39.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Положения при осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 13 Положения, должностные лица Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб вправе получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам.

Согласно подпункту "б" пункта 24 Положения государственный служащий вправе представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

Гражданин Товмасян А.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведённым выше административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемые им положения нормативного правового акта противоречат пункту 15 части 1 статьи 14, части 3 статьи 52, пункту 1 части 8 статьи 59Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной гражданской службе) в части, не предоставляющей государственному служащему, в отношении которого проводится проверка, возможности представить в разумный срок документы и доказательства в обоснование своих доводов. В обоснование заявленного требования Товмасян А.Г. указал, что в отношении его как государственного служащего была проведена проверка достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам этой проверки на основании приказа УФНС России по Ставропольскому краю от 4 августа 2015 г. N 02-08/221 он (Т.) был освобождён от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора правового отдела, уволен в связи с утратой доверия.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления Т. было отказано.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, полагая его незаконным, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на то, что наличие правовой неопределенности в части размера срока, предоставляемому государственному служащему, в отношении которого проводится соответствующая проверка, для дачи своих пояснений и подтверждения доводов в отношении эпизодов, о которых ему стало известно лишь по окончании проверки и (или) в день вынесения приказа о наложении дисциплинарного взыскания, существенно нарушает права данного государственного служащего на всестороннее исследование всех обстоятельств вменённого ему коррупционного правонарушения, как это предусмотреночастью 2 статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе. Считает также, что отсутствие у него (Т.) достаточного срока для представления материалов, подтверждающих его позицию об истинных причинах указания им неполных сведений о доходах, помешало ему добиться в судебном порядке удовлетворения его требований о признании незаконным приказов о назначении проверки и об увольнении, поскольку решениемПромышленного районного суда г. Ставрополя от 14 декабря 2015 г., оставленным без измененияапелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31 мая 2016 г., в удовлетворении соответствующего иска Товмасяну А.Г. было отказано.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Одной из основных мер профилактики коррупции указанный выше закон в статье 6 (пункт 4) в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо для применения в отношении его иных мер юридической ответственности предусматривает непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определённых запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.

Статья 8 (часть 7) Закона о противодействии коррупции определяет, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем) в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

С учётом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что оспоренное в части Положениеутверждено Президентом Российской Федерации во исполнение требований федерального закона в пределах предоставленных ему полномочий, правомерен.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Верховный Суд Российской Федерации, проанализировав оспариваемые предписания Положения на соответствие Закону о государственной гражданской службе пришёл к правильному выводу о том, что они ему не противоречат.

Предусмотрев, что государственный служащий подлежит увольнению на основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Закона о государственной гражданской службе в связи с утратой доверия, федеральный законодатель в статье 59.3 этого же закона установил порядок применения данного взыскания, указав впункте 3 этой статьи, что такое взыскание подлежит применению не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения её материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Статьями 58, 59.1, 59.2, 59.3 Закона о государственной гражданской службе определён ряд гарантий, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для наложения дисциплинарного взыскания, и на предотвращение его необоснованного применения.

Кроме того, частью 6 статьи 59.3 упомянутого выше закона предусмотрено право гражданского служащего обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Право государственного служащего представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме при осуществлении проверки (подпункт "б" пункта 24 Положения) закреплено в Законе о государственной гражданской службе. Определяя права гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, пункт 1 части 8 статьи 59 данного закона предусматривает его право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы.

При этом Закон о государственной гражданской службе в статье 59 не устанавливает конкретного срока, в течение которого гражданский служащий может воспользоваться своим правом на представление доказательств в обоснование своей позиции, иные положения этого закона также не содержат каких-либо ограничений в сроке, в течение которого гражданский служащий вправе представить документы в подтверждение своей позиции, в связи с чем данное право может быть реализовано им (гражданским служащим) в течение всего срока проведения в отношении него служебной проверки.

Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие в подпункте "б" пункта 24 Положения указания на срок, в течение которого гражданский служащий в связи с проводимой проверкой вправе представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, не может рассматриваться как противоречие пункту 1 части 8 статьи 59 Закона о государственной гражданской службе.

Пунктом 15 Положения определены права должностных лиц Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб при проведении проверки. Подпункт "в" данного пункта Положения, предусматривающий, что при осуществлении проверки должностные лица вправе получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам, не лишает государственного служащего, в отношении которого проводится проверка, возможности представления дополнительных материалов.

Отказывая в удовлетворении требования Т. об оспаривании приведённой выше правовой нормы, суд первой инстанции правильно сослался на то, что оспариваемый подпункт "в" пункта 15 Положения не может быть признан несоответствующим указанным административным истцом статьям Закона о государственной гражданской службе, поскольку оспариваемыми положениями нормативного правового акта определены права проверяющих, а не права и гарантии государственного служащего, в отношении которого проводится соответствующая проверка.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Положение регламентирует порядок подготовки решений о применении мер дисциплинарного взыскания и, следовательно, подпункт "в" пункта 15, подпункт "б" пункта 24 Положения не могут рассматриваться как нарушающие права государственных гражданских служащих.

Ссылки административного истца как в суде первой инстанции, так и в апелляционной инстанции на то, что он был лишён возможности представить дополнительные материалы после ознакомления с докладом, составленным по окончании проведённой в отношении его проверки, а именно - сделать соответствующие запросы в кредитные учреждения и по получении ответов на эти запросы обосновать свою позицию об истинных причинах указания им неполных сведений о доходах по существу сводятся к несогласию с постановленным решением суда по конкретному спору об оспаривании законности увольнения, и уже являлись предметом рассмотрения судом гражданского дела N 2-8104/15 по исковому заявлению Товмасяна А.Г. к УФНС России по Ставропольскому краю о признании незаконными приказов Управления от 23 июня 2015 г. N 02-10/08 "О проведении проверки в отношении А.Г. Товмасяна", от 4 августа 2015 г. N 02-08/221 "Об увольнении А.Г. Товмасяна" и не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта, проверка законности которых осуществляется в порядке абстрактного нормоконтроля.

Утверждения Т. о необходимости в оспариваемых им правовых нормах конкретизировать сроки представления государственным служащим, в отношении которого проводится соответствующая проверка, своих доводов и документов в отношении выявленных нарушений антикоррупционного законодательства по сути означают требование осуществить нормативное правовое регулирование и внести в Положениеизменения в предлагаемой административным истцом редакции.

В силу действующего законодательства вопрос о принятии каких-либо нормативных правовых актов или внесении в них дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, а не к компетенции суда.

Обжалованное решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.

Глава Зотинского  сельсовета:                               Г.Н.Сколькович

 

 

Администрация Зотинского сельсовета



Скрипт выполнен за 0.0042 сек.

Наш ftp