РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПЕТУХОВСКИЙ РАЙОН АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОИЛЬИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2019г. № 27
с.Новое Ильинское
Об утверждении муниципальной программы комплексного развития социальной
инфраструктуры Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской
области на 2019 - 2023 годы и на период до 2039 года
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2014 № 456-ФЗ «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015г. № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов», на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генерального плана муниципального образования Новоильинского сельсовета и Устава Новоильинского сельсовета ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить муниципальную программу комплексного развития социальной инфраструктуры Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской области на 2019-2023 годы и на период до 2039 года, (далее - программа), согласно приложения к настоящему постановлению.
2. Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия, объемы и источники финансирования подлежат корректировке и учитываются при формировании проекта местного бюджета на соответствующий финансовый год, а также при внесении в бюджет соответствующих изменений.
3. Настоящее постановление обнародовать в соответствии с Уставом Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской области и на официальном сайте Администрации Петуховского района.
4. Контроль за исполнением данного Постановления оставляю за собой.
Глава Новоильинского сельсовета Е.В.Акимов
Приложение к Постановлению Администрации Новоильинского сельсовета от 03.06.2019г. № 27 «Об утверждении муниципальной Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской области на 2019-2023 г.г. и на период до 2039 г.»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
НОВОИЛЬИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
ПЕТУХОВСКОГО РАЙОНА
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2019 - 2023 г.г. и на период до 2039г.
2019г.
Паспорт программы
Наименование Программы | Муниципальная Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской области на 2019-2023 годы и на период до 2039 года (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 29.12. 2014 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; - СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; - Генеральный план Новоильинского сельсовета; - Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов» |
Заказчик Программы | Администрация Новоильинского сельсовета |
Разработчик Программы | Администрация Новоильинского сельсовета |
Ответственный исполнитель Программы | Администрация Новоильинского сельсовета |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения | Основные проблемы: - высокая степень износа основных фондов; - несоответствие оборудования современным требованиям по надёжности и электропотреблению; - недостаточная пропускная способность сетей. Обоснование необходимости решения: - для обеспечения комплексного развития систем социальной инфраструктуры муниципального образования в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства необходима разработка единого документа по комплексному развитию социальной инфраструктуры в увязке с документами территориального планирования; - соответствие документов территориального планирования требованиям федерального, регионального законодательства. |
Цели Программы | Основными целями Программы являются: - обеспечение безопасности, качества и эффективности использования населением объектов социальной инфраструктуры сельского поселения; - обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры сельского поселения для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - обеспечение сбалансированного развития систем социальной инфраструктуры сельского поселения до 2039 года в соответствии с установленными потребностями в |
| объектах социальной инфраструктуры; - достижение расчетного уровня обеспеченности населения сельского поселения услугами объектов социальной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - обеспечение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры сельского поселения. |
Задачи Программы | Задачи Программы: - анализ социально-экономического развития сельского поселения, наличия и уровня обеспеченности населения сельского поселения услугами объектов социальной инфраструктуры; - прогноз потребностей населения сельского поселения в объектах социальной инфраструктуры до 2039 года; - формирование перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры сельского поселения; оценка объемов и источников финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры сельского поселения; - оценка эффективности реализации мероприятий и соответствия нормативам градостроительного проектирования сельского поселения; - предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры сельского поселения; - предложения по повышению доступности среды для маломобильных групп населения сельского поселения; - развитие социальной инфраструктуры Новоильинского сельсовета путем формирования благоприятного социального климата для обеспечения эффективной трудовой деятельности, повышение уровня жизни населения; - привлечение широких масс населения к занятиям спортом и культивирование здорового образа жизни за счет строительства спортивных сооружений; - строительство детской площадки; - улучшение условий проживания населения за счет строительства, реконструкции мест массового отдыха и рекреации. |
Важнейшие целевые показатели Программы | Целевыми показателями Программы являются: - степень готовности объектов, ввод которых предусмотрен программными мероприятиями в соответствии с графиком выполнения работ; - ожидаемая продолжительность жизни населения; - доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием; - доля детей, охваченных школьным образованием; - удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; |
| - уровень безработицы; - увеличение доли населения обеспеченной объектами культуры в соответствии с нормативными значениями; - увеличение доли населения, обеспеченной спортивными объектами, в соответствии с нормативными значениями. |
Ожидаемый конечный результат Программы | - ввод в эксплуатацию предусмотренных Программой объектов социальной инфраструктуры; - доступность объектов социальной инфраструктуры; - сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры; - достижение расчетного уровня обеспеченности населения социальными инфраструктурами; - эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры; |
Сроки и этапы реализации Программы | 1 этап: 2019 - 2023 годы; 2 этап: 2023 - 2039 годы. |
Источники финансирования Программы и объем бюджетных ассигнований | Финансирование мероприятий, входящих в Программу, осуществляется за счет средств: - бюджета муниципального образования Петуховского района; - бюджета Новоильинского сельсовета; - иные средства, предусмотренные законодательством. Объемы и источники финансирования уточняются ежегодно. Общий объем финансирования Программы на 2019 - 2039 годы составляет 4936,8тыс.руб. Финансовые затраты по источникам финансирования, в том числе: 760,6 тыс. руб. - за счет средств бюджета Новоильинского сельсовета. за счет средств областного бюджета (по согласованию) – 577,0 тыс. руб. за счет внебюджетных источников (по согласованию) – 3599,2 тыс.руб. |
Система организации и контроля за исполнением Программы | Программа реализуется на всей территории Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской области. |
Координатор Программы | Администрация Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской области. |
Реализация мероприятий | Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется Администрацией Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской области. |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация Новоильинского сельсовета Петуховского района Курганской области в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством. |
Введение
Необходимость реализации закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии развития сельского поселения.
Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям
проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа комплексного развития социальной
инфраструктуры сельского поселения (далее - Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социальной инфраструктуры поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социальной инфраструктуры сельского поселения.
Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития сельского поселения - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, развитию налоговой базы, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем.
Главной целью Программы является обеспечение развития социальной инфраструктуры (объекты образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, культуры) в соответствии с текущими и перспективными потребностями муниципального образования, в целях создания благоприятных условий для жизни населения и улучшения экологического состояния.
Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности.
Основными задачами совершенствования и развития социальной инфраструктуры Новоильинского сельсовета являются:
- развитие социальной инфраструктуры Новоильинского сельсовета путем формирования благоприятного социального климата для обеспечения эффективной трудовой деятельности, повышение уровня жизни населения;
- привлечение широких масс населения к занятиям спортом и культивирование здорового образа жизни за счет строительства спортивных сооружений;
- строительство детской площадки.
- улучшение условий проживания населения за счет строительства, реконструкции мест массового отдыха и рекреации.
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Новоильинского сельсовета является базовым документом для разработки инвестиционных и производственных Программ организаций строительного комплекса муниципального образования.
1. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры.
Муниципальное образование Новоильинского сельсовета является сельским поселением. Территория поселения входит в состав Петуховского района Курганской области. Территорию поселения составляют земли населенного пункта с. Новое Ильинское 8266 км. Общая площадь земель в границах муниципального образования Новоильинский сельсовет составляет 388 га. Территория Новоильинского сельсовета расположена в северной части территории Петуховского района. Расстояние между административным центром района и сельсоветом (городом Петухово и с. Новое Ильинское) составляет 31 км Планировочная организация Новоильинского сельсовета нацелена на обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколения.
Основной задачей планировочной организацией территории является выбор направлений территориального развития населенных пунктов, входящих в состав Новоильинского сельсовета, обеспечение учета населения, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Основные проблемы социально - экономического развития муниципального образования –
Новоильинского сельсовета
Таблица 1
№ п/п | Наименование проблемы | Краткое описание |
1 | Отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала | Остаётся сложной демографическая ситуация. Низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности. Отсутствие вакантных рабочих мест с достойной оплатой труда. |
2 | Низкая занятость населения | Сокращение количества рабочих мест. Отличительными признаками занятости на селе является ориентированность домохозяйств на выживание, высокая степень неопределённости в сфере труда, социальная незащищённость. Высокая потребность во временной занятости несовершеннолетних подростков. |
3 | Недостаток бюджетных средств | Одной из главных проблем муниципального образования является недостаток бюджетных средств, который влечёт за собой недофинансирование средств на культуру, на развития жилищно- коммунального хозяйства, на содержание дорог, благоустройство территории и обеспечение противопожарной безопасности территории. |
4 | Низкий уровень гражданской и экономической активности населения | Недостаточная активность населения, общественных объединений, политических партий и движений в решении задач социально-экономического развития муниципального образования |
Оценка принимаемых мер по улучшению социально - экономического положения муниципального образования.
Из-за недостаточности бюджетных средств многие областные и районные целевые Программ не исполнялись.
Цели и задачи социально - экономического развития муниципального образования Новоильинского сельсовета.
Главной целью Программы является - повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста цен.
Развитие жилых территорий
На сегодняшний день на территории сельсовета размещено 155 домовладения. Нормы отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство установлены в размере 0,15 га. Генеральным планом предусматривается развитие жилых территорий как в пределах существующих границ населенных пунктов, так и вне населенных пунктов - за счет земель сельскохозяйственного назначения. Изменение существующей границы сельсовета не предусматривается.
Развитие жилищного строительства предусматривается за счет:
- упорядочения застройки в пределах существующих границ населенных пунктов (освоение свободных участков, строительство на реконструируемых территориях);
- освоения свободных территорий в проектных границах населенного пункта, привлекательных по природно-ландшафтным характеристикам;
- строительства 1 -2 этажных усадебных домов и коттеджей, обустроенных необходимой системой жизнеобеспечения.
Система культурно - бытового обслуживания
В целом по сельсовету существует дефицит предприятий бытового обслуживания и физкультурно - спортивных комплексов.
Стабильное улучшение качества жизни населения, являющееся главной целью развития любого населенного пункта, в значительной степени определяется уровнем развития системы учреждений обслуживания разного профиля: объектами здравоохранения, спорта, образования, культуры и искусства, торговли и другое.
Культура
Предоставление услуг населению в области культуры в сельском поселении осуществляют:
Дом культуры на 100 посадочных мест, и библиотека на 10 посадочных мест.
В ДК работают кружки: танцевальный, вокальный. Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, конкурсно-игровых программ, уличных и настольных игр, театрализованных праздничных представлений, мероприятия, посвященные памятным датам, праздники, проведение единых социальных действий.
Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения культурно досуговыми услугами.
В настоящее время для учреждения культуры муниципального образования требуется ремонт помещения, замена окон, дверей.
Физическая культура и спорт
Сеть учреждений физкультуры и спорта представлена на территории с. Новое Ильинское и включает в себя: спортивный зал при школе площадью 49м2, спортивная площадка при школе площадью 576 м2
Дальнейшее развитие материально - технической базы физкультуры и спорта предусматривается за счет:
- обустройство спортивной детской игровой площадки;
- развитие детского спорта и отдыха путем усовершенствования детской спортивной секций при школе.
В зимний период любимыми видами спорта среди населения является катание на коньках и лыжах.
Коммерческо - деловая и обслуживающая сфера
На территории сельсовета функционируют предприятия торговли на 171,2 м2 торговой площади, предприятия питания - 30 мест (столовая при школе), отделение связи «Почта России».
Функционирующие объекты сохраняются на расчетный срок.
Образование
Образовательные учреждения на территории муниципального образования:
- Новоильинская ООШ филиал Курортной СОШ с нормативной вместимостью 100 мест и фактическим количеством учеников - 30 чел.
Таким образом, ввиду отсутствия дошкольного учреждения, образовательных учреждений на территории сельсовета не достаточно.
Здравоохранение
Медицинские услуги оказывает фельдшер в приспособленном месте. Здание фельдшерско-акушерского пункта сильно пострадало от пожара и поэтому отсутствует.
Планируется восстановление здания ФАПа и дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения.
Экономика поселения
На территории сельсовета нет крупных функционирующих сельскохозяйственных предприятий. В настоящий время на территории сельсовета функционируют предприятия: КФХ «Каскад», КФХ «Стимул», ИП Богданова А.С., ИП Овчаренко Н.А.
Природно-ресурсный потенциал и природно-климатические условия формируют благоприятные условия для функционирования не только сельского хозяйства, но и туристического бизнеса, привлечению инвестиций и тем самым создания новых мест приложения труда, занятости населения, что способствует стабилизации численности населения сельсовета и улучшению качества жизни.
В дальнейшем предлагается размещение новых предприятий, использование пустующих земель сельскохозяйственного значения и земель для рекреационных целей.
Проблемы:
1) сельские жители недостаточно осведомлены о своих правах на землю и имущество;
2) владельцы ЛПХ, предприниматели испытывают острый дефицит финансово кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики;
3) не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х и ЛПХ, других малых форм хозяйствования. В поселении и районе не производятся централизованные муниципальные закупки молока, картофеля, овощей и других сельскохозяйственных продуктов. Владельцы ЛПХ вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным перекупщикам и заготовителям. Отсутствие кооперативов по закупке продукции тормозит как увеличение численности поголовья скота, так и увеличение земельных площадей под картофель и овощи;
4) низкий уровень заработной платы на селе, отток работающих в другие отрасли производства и в социальную сферу. Самостоятельно решить проблемы, с которыми сталкиваются жители сельского поселения при ведении личных подсобных хозяйств, достаточно трудно.
Существенной причиной, сдерживающей рост численности поголовья скота в ЛПХ, является трудности с обеспечением кормов. Сельскохозяйственные предприятия сегодня работают в условиях рынка и не имеют достаточных ресурсов, чтобы оказывать гражданам помощь в необходимых объемах, в заготовке кормов. Закуп сельскохозяйственной продукции производятся по низким ценам. Происходит старение населения из - за ухудшающейся демографической ситуации.
Способствуя и регулируя процесс развития ЛПХ в поселении можно решать эту проблему: развитие животноводства и огородничества, как одно из направлений развития ЛПХ. Производство продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах является приоритетным направлением в решении главного вопроса - самозанятость населения. Эту проблему возможно решить следующим путем:
- за счет увеличения продажи населению молодняка крупного рогатого скота, свиней сельскохозяйственными предприятиями;
- за счет увеличения продажи населению птицы различных видов и пород через близлежащие птицеводческие предприятия.
Для повышения племенной ценности молодняка крупнорогатого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо:
- обеспечить высокий уровень ветеринарного обслуживания в личных подсобных хозяйствах;
- необходимо всячески поддерживать инициативу граждан, которые сегодня оказывают услуги по заготовке кормов, вспашке огородов, сбору молока;
- обеспечивать условия для создания и развития потребительско-сбытовых кооперативов на территории поселения. Дополнительным источником дохода может стать вовлечение населения в туристический бизнес.
2. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального образования Новоильинского сельсовета учитывает планируемые мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры федерального значения, регионального значения, местного значения, а также мероприятий, реализация которых предусмотрена по иным основаниям за счет внебюджетных источников (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей.
Система образования
Одной из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность является образовательный уровень населения. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений.
Деятельность муниципальных образовательных учреждении разных видов регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием.
В целом, в числе основных мероприятий по развитию системы образования муниципального образования Новоильинского сельсовета на расчётную перспективу необходимо выделить следующие:
1) Капитальный ремонт объекта среднего образования сельского поселения;
2) Оснащение необходимым оборудованием объектов образования, отвечающим современным требованиям;
3) Строительство дошкольного - образовательного учреждения.
4) Перспективное развитие социальной инфраструктуры в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры.
Планируется достигнуть следующие показатели:
1) Доступность объектов образования для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
2) Достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами в области образования, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
Система здравоохранения
Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры. Для повышения надежности работы, и повышения экономической эффективности необходимы мероприятия:
1) Восстановление здания ФАПа;
2) привлечение работников медицинской сферы деятельности;
3) оснащение необходимым оборудованием и ремонтом объектов здравоохранения, отвечающим современным требованиям;
4) обеспечение безопасного, качественного и эффективного использования населением объектов здравоохранения;
5) перспективное развитие социальной инфраструктуры в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры;
6) эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.
Планируется достигнуть следующие показатели:
1) Доступность объектов здравоохранения для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
2) Достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами в области здравоохранения, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
3) Восстановление Фельдшерско-Акушерского пункта.
Объекты физической культуры и массового спорта.
Для повышения надежности работы, обеспечения объектами физической культуры и массового спорта нового строительства на перспективных земельных участках и повышения экономической эффективности необходимы мероприятия:
1) Разработка, утверждение проектно-сметной документации для строительства объектов физической культуры и массового спорта;
2) Оснащение необходимым оборудованием объектов физической культуры и массового спорта, отвечающим современным требованиям;
3) Обеспечение безопасного, качественного и эффективного использования населением объектов физической культуры и массового спорта;
4) Совершенствование условий для развития спорта.
Планируется достигнуть следующие показатели:
1) Доступность объектов физической культуры и массового спорта для населения, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
2) Достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами в области физической культуры и массового спорта, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
Объекты культуры
Для повышения надежности работы, и повышения экономической эффективности необходимы мероприятия:
1) Ремонт объектов культуры;
2) Оснащение необходимым оборудованием объектов культуры, отвечающим современным требованиям;
3) Обеспечение безопасного, качественного и эффективного использования населением объектов культуры;
4) Эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры;
5) Перспективное развитие объектов культуры в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры.
Планируется достигнуть следующие показатели:
1) Доступность объектов культуры для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
2) Достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами в области культуры, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
3.Оценка объемов и источников финансирования
Объемы финансирования носят прогнозный характер и утверждаются решением сельской Думы на очередной финансовый год. Для достижения цели и решения задач при реализации Программы могут использоваться следующие источники финансирования: средства местного бюджета, инвестиции.
5. Оценка эффективности мероприятий Программы