Приглашаем Вас посетить новый сайт Петуховской районной газеты "Заря"

www.gazetazaria.ru




Цветную версию Петуховской районной газеты «Заря» в день ее выхода вы можете получать в электронном виде в формате PDF, оформив подписку в редакции по адресу: г. Петухово, ул. Октябрьская, 11.
Рассылка на 1 месяц — 50 рублей;
на полугодие — 150 рублей.

Дополнительная информация по тел.:

8(35235)2-23-63
8 (35235)2-31-38.

e-mail:
zaria@petuhovo.zaural.ru





Просмотров : 122

Обзор правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции за 4 квартал 2019года. Протокол совещания работников Администрации Октябрьского сельсовета

Обзор правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции за 4 квартал 2019 года

Протокол

совещания работников Администрации Октябрьского сельсовета

  

Дата: 01.12.2019 года

Место проведение: Администрация Октябрьского  сельсовета

Повестка:

   1. Обзор правоприменительной практики по противодействию коррупции      

 Докладывает:   Кузнецова Н.В. - главный специалист Октябрьского  сельсовета

 Уважаемые коллеги!

Представлю Вашему вниманию случаи из судебной практики по делам в сфере применения законодательства о противодействии коррупции

Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 19 марта 2018 г., вступившего в законную силу 29 апреля 2018 г., отказано в удовлетворении исковых требований Ивченко А.В. к Администрации г. Костромы о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Как указано в решении суда продление срока службы муниципального служащего после достижения предельного возраста зависит от обоюдного согласия сторон, и, так как соответствующего соглашения сторонами не достигнуто, доводы истца о допущенных нарушениях при расторжении с ним трудовых отношений являются необоснованными.

Конституционным судом РФ неоднократно указывалось, что принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111, не считаются дискриминацией.

Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на муниципальной службе, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий муниципальных органов, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Одновременно основание для увольнения в данном случае является сам факт достижения муниципальным служащим определенного возраста, в связи с чем, необходимость расторжения контракта при достижении служащим предельного возраста пребывания на службе не зависит от воли сторон, а предусмотрена непосредственно в законе.

<дата> Ивченко А.В. исполнилось 65 лет, то есть истец достиг предельного возраста пребывания на муниципальной службе, предусмотренного законом, в связи с чем, ответчиком издано кадровое распоряжение об увольнении истца в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ.

Временная нетрудоспособность, наступившая с <дата>, не могла повлиять на издание приказа об увольнении или заключения срочного трудового контракта при наличии обоюдного соглашения между сторонами, поскольку положения ч. 6 ст. 81 ТК РФ, в соответствии с которыми не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске, в данном случае применению не подлежит, поскольку не является увольнением по инициативе работодателя.

В данном случае трудовые отношения могут быть продолжены на основании срочного трудового договора, при соблюдении условий ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ, с соблюдением общего порядка, предусмотренного ст. 59 ТК РФ.

Издание кадрового распоряжения об увольнении работника не влияет на выводы суда по данному делу, поскольку в силу ст. 84.1 ТК РФ, прекращение трудового договора по общему правилу оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

В связи с изложенным, суд полагает требования Ивченко А.В. о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и признании распоряжения № от <дата> незаконным, не подлежащими удовлетворению.

Соответственно не подлежат удовлетворению требования Ивченко А.В. о выплате денежных средств за время вынужденного прогула и внесении записи в трудовую книжку о признании записи об увольнении недействительной.

1.2. Решением Чунского районного суда Иркутской области от 19 марта 2018 г., вступившему в законную силу 19 апреля 2018 г., отказано в удовлетворении исковых требований Куаткалиевой О.В. к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Октябрьского муниципального образования» о признании распоряжения о прекращении трудового договора незаконным, о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации (ст.19 ТК РФ).

В соответствии со ст.3ч.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, настоящий Федеральный закон, иные нормативные правовые акты России, нормативные правовые акты субъектов России, уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст.23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ расторжение трудового договора с муниципальным служащим производится в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, в том числе в случае увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Согласно ст.81 ч.1 п.2 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

В соответствии со ст. 81 ч.3 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному п.2 или 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В силу ст.179ч.1 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Согласно ст.180 ч.1,2 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии со ст.81 ч.3 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения.

Из смысла приведенных выше норм действующего трудового законодательства следует, что право определять численность и штат работников принадлежит работодателю.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст.35ч.2, 34ч.1) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (ст.81ч.1п.2 ТК РФ) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения: преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, осуществляемым работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (ст.179ч.1, 180ч.1,2, 81ч.3 ТК РФ).

При этом работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у работодателя в данной местности работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.

П.3 ст.4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

Ст.9 ч.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами, на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с квалификацией должностей муниципальной службы.

Ст.5 Закона Иркутской области № 88-оз от 15 октября 2007 года «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, предъявляемых к уровню профессионального образования.

Решением Думы Октябрьского муниципального образования № 39 от 11 апреля 2013 года утверждено Положение о прохождении муниципальной службы в Октябрьском муниципальном образовании.

Согласно ст.11 ч.1 п. Б Положения основными квалификационными требованиями для замещения старших и младших должностей муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Согласно реестру должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Октябрьского муниципального образования, утвержденного Решением Думы Октябрьского муниципального образования № 253 от 31 августа 2017 года, должность ведущего специалиста по правовой работе относится к младшим должностям.

В силу данных положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также закона субъекта Российской Федерации и муниципального нормативного правового акта наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности для замещения младших должностей муниципальной службы в администрации поселения, обязательно.

Таким образом, поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Иркутской области № 88-оз от 15 октября 2007 года «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», Положения о муниципальной службе в администрации Чунского района.

В судебном заседании достоверно установлено, что Куаткалиева О.В. не имеет специального юридического образования. Данный факт сторонами не оспаривался.

Квалификационные требования для замещения работником должности не могут определяться произвольно, исходя из общего стажа трудовой деятельности в организации и наличия высшего образования по любой специальности. Указанные требования определяются в должностной инструкции, которая утверждается работодателем как самостоятельный документ, то есть локальный нормативный акт, который является обязательным для всех занимающих соответствующую должность работников, содержит, помимо прочего, квалификационные требования к кандидатам на должность.

Согласно должностной инструкции ведущего специалиста по правовой работе от 5 июня 2015 года, к претенденту на должность ведущего специалиста по правовой работе предъявляются следующие квалификационные требования: наличие среднего профессионального образования, соответствующее направлению деятельности без предъявления требований к стажу.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что работодатель не мог предложить истице перевод на должность ведущего специалиста по правовой работе, так как указанным требованиям Куаткалиева О.В. не соответствовала, так как не имеет юридического образования.

 

Администрация Октябрьского сельсовета



Скрипт выполнен за 0.0038 сек.

Наш ftp